Была бы голова, доищемся и хвоста.

Книжная полка

4.9166666666667 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.92 (12 Голосов)

Макушев В.В. - Сказания иностранцев о быте и нравах славян

1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Макушев В.В. - Сказания иностранцев о быте и нравах славянВикентий Васильевич Макушев (1837 - 1883) - известный русский славист. В данной работе освещаются вопросы истории, культуры, религиозных верований, быта и нравов славян.

Важность для насъ, русскихъ, изученія славянскаго міра сознается нынѣ болѣе, чѣмъ когда-либо; но и теперь есть еще люди, которые утверждаютъ, что славяне - народъ молодой, что для человѣчества они не оказали никакихъ услугъ, и что, судя по прошедшему, нельзя ожидать для нихъ блестящей будущности; следовательно, продолжаютъ они, изученіе такого народа безплодно. Такъ можетъ говорить одно невѣжество или недоброжелательство.

Шахматов А.А. - Древнейшие судьбы русского племени

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

Шахматов А.А. - Древнейшие судьбы русского племениПетроград: Издание Русского Исторического Журнала, 1919. — 64 с.

  • Появление восточных славян на Дунае и в южной России.
  • Столкновение восточных славян с аварами.
  • Расселение восточных славян.
  • Встречи восточных славян с иноплеменниками.
  • Начало русского государства.

Промышленность Древней Руси

4.875 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.88 (8 Голосов)

Аристов Промышленность Древней РусиПромышленная деятельность растет и развивается в той стране, которая наслаждается миром и имеет правый суд, ограждающий имущество частных лиц от влияния произвола. При недостатке этих условий, зависимость от случайности порождает застой в промышленном и торговом движении, ослабляя кредит, убивает предприимчивость и развивает систему обмана. Не имея спокойствия и безопасности от частых внутренних смут, народ древней Руси не имел и прочной опоры на суде: старинное правосудие было слабо и не могло способствовать развитию промыслов. Киев и Вышгород в XI в. и Владимирская область разорены были от дурного правосудия бояр, точно так же, как и жители берегов Сулы. Данил заточник дает совет: "не держи себе двора близь княжа двора, не держи села близь княжа села, ибо т i унъ его яко огонь и рядовичи его яко искры" . Под 1380 г. летописец рассуждает, что иноплеменики нападают на русских, дабы "ся отступили отъ своихъ неправдь, и отъ сребролюб i я, и въ неправды судящихь, и отъ...

Стрекалов С.С. - Русские исторические одежды от X до XIII века

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (7 Голосов)

Стрекалов С.С. - Русские исторические одежды от X до XIII векаЭтот альбом, иллюстрирующий древнерусские одежды, подводит итог знаниям, собранным всей плеядой учёных и художников XIXв. Раскопки в области славянской археологии широко развернулись только во второй половине XIX века. Они позволили полнее и точнее представить одежду и быт славян не только высших слоёв общества, но и всего славянского населения. Было задумано большое издание, но вышел один том.

Джаксон Т.Н. - Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (6 Голосов)

Джаксон Т.Н. - Древнерусские топонимы в древнескандинавских источникахКнига Т.Н. Джаксон, основанная на памятниках древнескандинавской письменности, представляет собой по преимуществу топонимическое исследование. В ней воссоздана целостная система пространственного видения скандинавами. восточной части мира, определено место Древней Руси на ментальной карте средневекового скандинава, собраны сведения о древнерусских городах и восточноевропейских реках.

Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеон

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (6 Голосов)

Матерь Лада. Божественное родословие славян. Языческий пантеонПовержены в прах древние идолы, заросли густым подлеском старые капища, отошли в область предания древние боги. А ведь были времена, когда все славяне почитали как предков и дорогих родичей верховного владыку Рода и его супругу великую богиню Ладу, воеводу Перуна, волхва Велеса и страшную хозяйку леса, богиню смерти Бабу-Ягу.

Пантеон славянских божеств по своему составу и достославным деяниям нимало не уступал своим более знаменитым «коллегам» с греческого Олимпа, скандинавского Мирового Древа Иггдрасиль или тем, кого почитали индоиранские народы. Дружная семья высших существ и мелких боженят одушевляла своим присутствием простой и мудрый миропорядок, каким он виделся нашим предкам-язычникам. В этой книге древние боги славян вновь собраны воедино — с них, с прародителей, и началась когда-то наша родословная.

Святочные обычаи ряженье и гаданье

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (7 Голосов)

Ивановский В.И. - Святочные обычаи ряженье и гаданье в Вощажниковской волости, Ростовского уезда, Ярославской губерниив Вощажниковской волости, Ростовского уезда, Ярославской губернии - Ивановский В.И

Москва: Печатня А.И. Снегиревой, 1902. — 25 с.
Данная статья была впервые напечатана в "Ярославских губернских ведомостях" (1889 г., часть неофициальная, № 34, 37, 38).

От автора:
"Время святок - веселое время не только в городах, но и в деревнях. В последних обыкновенно "беседы" становятся оживленные, "плясы" и "игры" веселее: ожидание мясоеда - ожидание свадеб - в значительной степени располагает и увлекает к веселью местную молодежь. К тому же, к обычному веселью присоединяются еще "ряженье", да "гаданье", составляющие специальную принадлежность святок. Этих святочных обычаев мы и коснемся в настоящем очерке".

Степанова Ю.В. - Костюм древнерусского человека: Реконструкция по данным археологии

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

Степанова Ю.В. - Костюм древнерусского человека: Реконструкция по данным археологииВ книге рассматриваются археологические материалы, которые дают возможность изучить древнерусский костюм – его состав, отдельные детали и общий облик. Привлекаются также письменные, изобразительные источники X-XVII вв. и этнографические материалы XVIII-XX вв. Разделы посвящены одежде, украшениям, комплексам женского и мужского костюма Исследуются социально - возрастные и локальные особенности древнерусского костюма различных территорий Древней Руси. Рассматривается эволюция русского костюма на протяжении X-XVII вв.

Мавродин В.В. - Происхождение названий «Русь», «русский», «Россия»

4 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (4 Голосов)

Мавродин В.В. - Происхождение названий «Русь», «русский», «Россия»Еще в древней летописи "Повести временных лет" мы встречаемся с попыткой рассказать о том, "откуда есть пошла Русская земля... и откуда Русская земля стала есть"...
С тех пор немало прошло времени и немало ученых пыталось разрешить волнующую проблему происхождения терминов "Русь", "русские", "Рось", "росы", "Россия". Высказаны были самые различные предположения и чаще всего пытались найти ответ, прибегая к поискам истоков термина "русь" где-то за пределами земель восточных славян.
Так появились различные теории происхождения термина "русь" - норманская, литовская, финская и др.

Мельников И.В. - Святилища древней Карелии

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Мельников И.В. - Святилища древней Карелии (Палеоэтнографические очерки о культовых памятниках) // Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 1998. 134 с.

Книга, которую уважаемый читатель держит в руках, посвящена древней религии, а точнее – древним культовым памятникам, обнаруженным археологами на территории Карелии. Эти памятники оставлены первобытным населением, проживавшим здесь в глубокой древности, на протяжении обширного периода времени – примерно с рубежа 8-7 тыс. до н. э. по 1 тыс. н. э. – включающего археологические эпохи мезолита, неолита, энеолита, бронзового и железного веков. Жанр книги определен не совсем обычно – палеоэтнографические очерки. Дело в том, что в ней специально не рассматриваются такие свойственные для археологического исследования вопросы, как культурно-хронологическая интерпретация памятников или отдельных находок. Книга посвящена духовной культуре древнего населения края, памятники археологии привлекаются в ней как источники, несущие в себе информацию о религии древности.

Гильфердинг А.Ф. - История балтийских славян 1885

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 Голосов)

Гильфердинг - История балтийских славян 1885В основу своего исследования А.Ф. Гильфердинг положил противопоставление славянского и германского миров и рассматривал историю полабских славян лишь в неразрывной связи с завоеванием их земель между Лабой и Одрой немецкими феодалами.

Он подчеркивает решающее влияние враждебного немецкого окружения не только на судьбу полабских славян, но и на формирование их "национального характера". Так, изначально добрые и общительные славяне под влиянием внешних обстоятельств стали "чуть ли не воинственнее и свирепее своих противников".

Исследуя вопросы общественной жизни полабских славян, А.Ф. Гильфердинг приходит к выводу о существовании у них "общинной демократии" в противовес "германской аристократии". Уделяя большое внимание вопросам развития городов и торговли полабских славян, А.Ф. Гильфердинг вновь связывает их с отражением германской агрессии.

Большая часть исследования А.Ф. Гильфердинга посвящена изучению завоевания полабских славян немецкими феодалами и анализу причин их гибели. Он отмечает, что главной причиной гибели и исчезновения полабских славян является их внутренняя неспособность к объединению, отсутствие "единства и жизненной силы, внутреннее разложение, связанное с заимствованием германских обычаев и нравов". Оплакивая трагическую судьбу полабских славян, Гильфердинг пытается просветить и предостеречь все остальные славянские народы от нарастающей германской угрозы.

Зеленин Д.К. - Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народовДмитрий Константинович Зеленин (1878-1954) — известный российский и советский этнограф. Этнографические работы Зеленина посвящены, главным образом, материальной культуре и верованиям восточных славян. Его работы признаны во всём мире.

В представленной книге автором изучаются индоевропейские культы поклонения деревьям и связанные с ними заместительные обряды человеческих и животных жертвоприношений, а также древние поверья, связанные с деревьями.
Книга тех, кто интересуется индоевропейской историей и культурой.

Развитие этнического самосознания славянских народов

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 Голосов)

Королюк В.Д. (ред) - Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековьяв эпоху раннего средневековья

Королюк В.Д.

В книге на основе изучения письменных источников славянских народов анализируется процесс возникновения и оформления их этнического самосознания. Этот процесс рассматривается в сопоставлении с социально-экономическим и социально-политическим развитием славянского мира в период раннего средневековья. В работе ярко проявился комплексный подход к исследуемой проблеме, характерный для современных общественных наук. Хронологически работа охватывает период от первых упоминаний о славянах в письменных источниках до начала XII в.

Румянцев Н. В. - Языческие Христы. Античные предшественники христианства

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

Румянцев Н. В. - Языческие Христы. Античные предшественники христианстваВ книге рассказано о древневосточных и античных божествах и героях, культ которых оказал существенное влияние на формирование раннего христианства - Осирисе, Томмузе, Мардуке, Адонисе, Аттисе, Митре, Дионисе, древнееврейских пророках-"мессиях".

Скачать:
Скачать этот файл (Rumyantsev_Yazycheskie_Khristy.pdf)Языческие Христы[PDF]

Кузьмин А.Г. - Падение Перуна

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Кузьмин А.Г. - Падение ПерунаАвтор книги, известный советский историк, рассматривает различные пути проникновения христианства в Киевскую Русь, ставит ряд новых проблем истории Древнерусского государства. В книге также разоблачаются идеологические спекуляции Запада вокруг истории нашей страны. Книга была приурочена к празднику тысячелетия крещения Руси, однако высочайший проблемный уровень выделил её из многотысячной массы литературы, вышедшей в связи с тем же поводом. Сегодня книга стала настоящей классикой современной исторической мысли.

Некрылова А.Ф. - Русский земледельческий календарь

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

Некрылова А.Ф. - Русский земледельческий календарьРусский земледельческий календарь представляет собой очень интересный, полезный, опытом выстраданный и окрашенный поэзией свод наблюдений, связанных с разными днями года. В наш сборник вошли народные приметы, пословицы, поговорки, описания сельскохозяйственных работ, игр, гаданий, обрядовых действ, связанных со всеми временами года.

Погребальный обряд

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

 Иванов В.В. (отв. ред.) - Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обрядИсследования в области балто-славянской духовной культуры. Иванов В.В.

Сборник является первым опытом синтезирования результатов археологических исследований предмето материальной культуры и этнолингвистического изучения культуры духовной. Он состоит из четырех частей, отражающих лингвистический, археологический, этнографический и мифологический аспекты изучения погребального обряда, что позволяет установить изоморфизм разных уровней обряда и типологическое подобие "переходных обрядов" вообще. Осорбая роль при этом принадлежит лингвистическому разделу, так как именно языковые факты обладают наибольшей доказательной силой для реконструкции индоевропейского обряда.
Для лингвистов, этнографов, фольклористов, археологов и всех интересующихся проблемами духовной культуры славянских и балтийских народов.

Фроянов И.Я. - Рабство и данничество у восточных славян

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Фроянов И.Я. - Рабство и данничество у восточных славянКнига И.Я.Фроянова посвящена двум важнейшим проблемам истории восточного славянства - рабству и данничеству. Тщательно изучив доступные современному исследователю источники, автор приходит к выводам, существенно отличающимся от представлений, широко распространенных в новейшей отечественной исторической литературе. Рабовладение и даннические отношения он рассматривает не только как элементы производственных и социальных связей, но и как проявления духовной и нравственной жизни восточных славян VI- X вв.

Шеппинг Д.О. - Мифы славянского язычества

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Шеппинг Д.О. - Мифы славянского язычестваВ книге собраны работы этнографа и историка Дмитрия Оттовича Шеппинга (1823 1895), посвященные славянскому язычеству. Автор проводит сравнительные исследования славянских мифов с другими индоевропейскими мифологиями, прежде всего балтийской. Шеппинг прослеживает этапы развития славянской мифологии, находит глубинные взаимосвязи между языком, бытом и художественным творчеством славянских народностей, определяет специфику славянских мифологических представлений. В книгу помимо обзорной работы Д. О. Шеппинга «Мифы славянского язычества» вошли несколько его статей по славянской мифологии и фольклору.

Попов М.И. - Славянские древности, или Приключения славянских князей

5 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Попов М.И. - Славянские древности, или Приключения славянских князейКнига Попова «Славенския древности, или Приключения славенских князей» содержит беллетризованный рассказ о приключениях князей дохристианской Руси, изложенный в жанре сказочно-рыцарского романа. В описании языческих обрядов использованы многочисленные недостоверные, но интересные легенды, фольклорные и этнографические источники. Хотя «Славянския древности» относятся к первым в русской литературе опытам псевдоисторической славянской сюжетики, многие читатели XVIII века воспринимали книгу как историческое сочинение.

Поэтому при подготовке переизданий книги автор изменил ее название на «Старинные диковинки, или Приключения славенских князей» (1778), подчеркнув тем самым литературно-художественный характер своего произведения.