Этнографы считают, что некоторые масленичные обряды могли перейти из празднования в честь величественного бога Велеса. В дар Велесу было принято взбивать из сливок коровье масло. Отсюда ведётся пословица: «У Велеса и борода в масле». В Белоруссии в это же время отмечали народный праздник, совершаемый в честь весеннего пробуждения лесного хозяина – медведя, а он часто отождествлялся в народе с Велесом. Прежде всех остальных праздничных действ народ ходил в лес "будить медведя" и оставлял рядом с берлогой лакомства.
Празднования, приближенные к весеннему равноденствию, издавна предполагались общенародными. Никаких ограничений для участников не существовало. Более того, отказаться от участия в гуляниях без последующего народного порицания мог только немощный человек.
Издавна считается, если человек намерено пропустил масленичные торжества, то весь последующий год он рискует провести в несчастьях, тоске и бедности. Масленицу следовало щедро встретить и достойно проводить - всё добром тогда вернётся: "Хоть с себя что заложи, а масленицу проводи!"
Проводы Зимы включают в себя широкое многообразие действий. Они направлены на участие в круговороте жизни природы, на чадородие и счастье людей, урожайность посевов, а также на изгнание враждебных сил и защиту благополучия.
В это время особенно почитались усопшие предки, их души приглашались на праздничный пир. Для них выпекались блины – древнее поминальное блюдо.
В завершение празднования обязательно уничтожают в огне старые вещи, освобождаясь от отжитого, расчищая путь для доброго нового. А ещё наряжают, а затем сжигают или разрывают чучело Марены – вместилище надоевшей всем Зимы. Пора уступить дорогу юной, прекрасной Весне…
Вот так и поныне проводят тризну по студёной Зиме. Народ зазывает, встречает свет и тепло великой радостью, народными обрядами, песнями, ярмаркой и прочими забавами. Предков-пращуров поминает и желает процветания своим родам.
Друзья, наши «Проводы Зимы» – переход в закрытое сообщество народного праздника в Подмосковье – vk.com/invite/LYCJnwL